Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Астана, ул. Мангилик Ел 8, под. 14

 

Наши публикации

НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ

КАЗАХСТАНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

        

Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев на протяжении всех лет независимости уделяет первостепенное внимание вопросам истории нашего народа и государства. В 1999 году он в своей книге «В потоке истории» изложил свое диалектическое видение единства исторического прошлого и настоящего Казахстана. Сегодня, на этапе состоявшегося государства, Лидер нации поставил новые задачи перед отечественной исторической наукой, суть которых сводится к укреплению нашей национальной идентичности, обеспечению сохранения культурного кода нации, формированию нового исторического самосознания народа.

И как следствие этого, на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, состоявшемся в Астане, 5 июня 2013 года под руководством Государственного секретаря М. Тажина, на мой взгляд, был определен вектор нового этапа в развитии казахстанской исторической науки. О перспективах отечественной исторической науки на протяжении 22 лет даются рекомендации в Посланиях Президента страны. В этом ряду, не является исключением Стратегия «Казахстан-2050», где достаточно четко обозначен алгоритм учебно-методических и научных изысканий в данном направлении.

Как отметил М. Тажин: «Сегодня Казахстан – состоявшееся государство. Мы вышли на новый этап государственного строительства. Стратегия «Казахстан-2050»… дает ответ на главные вопросы на новом этапе развития, а именно: куда мы идем и где хотим быть к 2050 году».

После участия на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан с участием Государственного секретаря М. Тажина историки страны, несомненно, получили мощную поддержку в своих научных исследованиях и педагогических изысканиях. Действительно, за последние годы с проведением реформ в системе образования и науки РК, вхождением в международные стандарты образования, произошло некоторое размывание этнических особенностей развития страны, ее элементов культуры, в том числе и в обучении молодого поколения истории Отечества. В первую очередь, это стало ощущаться в сокращении часов преподавания курса «Истории Казахстана» на неисторических специальностях, вносились даже предложения исключить этот курс вообще в вузах страны. Как правильно отметил М. Тажин, на сегодняшний период молодая Республика Казахстан, с его огромной территорией, небольшим количеством населения, полиязычием и т.д., может сохранить свою независимость только за счет здорового патриотизма своих граждан. Было подчеркнуто, что патриотизм развивает и культивирует только Отечественная история.

Следует, конечно, признать и тот факт, что происходило дублирование одних и тех же программ как в среднем образовании, так и в вузах. При этом курс Отечественной истории в высшем образовании преподавался на младших курсах с итоговым государственным экзаменом, когда студент еще не успевает сформировать у себя целостное видение общей исторической картины развития государства, ее национальной, экономической, политической, социальной картины. Т.е. сами студенты признают важность предмета «истории» в их жизни, но требуется перенос преподавания курса «История Казахстана» на старшие курсы.

Выступавшие на заседании профессональные историки (Б. Аяган,       Х. Абжанов, А. Гаркавец, Б. Байтанаев) помимо обсуждения острых проблем, стоящих на повестке дня перед ними, затронули вопросы внедрения совершенно новых направлений в исторической науке, так и возрождение давно забытых старых традиционных векторов в изучении, пропаганде Отечественной истории.

Одним из «хорошо забытых старых» направлений, конечно, является «краеведение» – это отдельная историческая специальность, которая существует с древнейших времен наряду с самой историей человечества, как ее неразделимая часть, переживая в определенные этапы истории периоды прогресса и упадка. Заметим, что в современном Казахстане в целом историческая наука претерпевает период колоссальных перемен, «связанный, прежде всего с беспрецедентным обновлением научных кадров» [2], появлением новых исторических направлений, под влиянием экономических факторов (бизнес, туризм и т.д.), а также огромного роста интереса общественности к краевой истории, в связи приобретением независимости Республикой Казахстан.

Отметим, что на повышение роли краеведения также акцентирует свое внимание Глава государства Н.А. Назарбаев в своей программной статье (поручение 13) «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»: «следует в качестве обязательных учебных курсов «внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях … «краеведение».

В казахстанской исторической науке четко прослеживается расширение хронологии, географии, междисциплинарных границ новых исследований. Определенные успехи достигнуты в области востоковедения, в том числе: японистике, китаеведению, индологии, уйгуроведению. Кроме того, уверенными темпами развивается источниковедение, тюркология, этнология.

Кроме того, как отметила профессор А.М. Ауанасова, в области написания, да и преподавания истории в значительной мере ориентация должна делаться на системность, на развитие у обучаемого самостоятельности, а не на поиск необычного, в достижении оригинальности и занимательности любой ценой, даже ценой спрямления и упрощения, отказа от прежних укорененных традиций. Это - в немалой степени результат диктатуры рынка и массового сознания.

Структура, содержание учебника должны наталкивать обучаемого на размышление, формировать у него критическое мышление, на осознание всего разнообразия истории, ее значения для общества. На наш взгляд, в ученике должен быть сохранен определенный баланс равнозначности (положительного и отрицательного) фактологического материала, который конкретно сможет ответить на вопросы обучаемого. Текст должен быть легкодоступным для восприятия обучаемого.

В погоне за раскрытием индивидуальности личности, ее творческих возможностей, учащаяся молодежь не должна становиться жертвой подчас зубрежки, выучки, от которой по-большому счету страдает широта исторического кругозора.

Не маловажно также помнить, что новые учебники должны быть поистине доступны и притягательны для восприятия, и нацелены на формирование у молодого поколения казахстанцев чувства гордости и патриотизма за историю и культуру своего народа. Безусловно, столь сложная и ответственная задача  постижима при консолидации усилий и знаний отечественных историков, преподавателей истории вузов, учителей-методистов школ.

Таким образом, на сегодняшний день в Республике Казахстан созданы все условия для развития науки и в том числе исторической. В условиях демократии, на основе цивилизационной методологии, человеческой нравственности, мы должны объективно исследовать отечественную историю и должны теперь продвинуть свои идеи на консолидацию казахстанского общества и в целом работать на сохранение независимости нашей страны.

 

Айгерим Сейфуллина,

научный сотрудник

Института истории государства



© Copyright 2013. Институт истории государства
Яндекс.Метрика