Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Астана, ул. Мангилик Ел 8, под. 14

 

publication

Методы исследования современной истории Казахстана.

Б.Ғ. Аяған - директор Института истории

государства, член Национального

совета РК, д.и.н., профессор


  Мы присутствуем с Вами на действительно историческом мероприятии и не только потому, что оно посвящено вопросам национальной истории, но и потому что оно должно стать новой вехой, началом нового этапа в развитии отечественной исторической науки.

   Но реальность такова, что не только отечественная, но мировая историческая наука стоит сегодня на пороге нового этапа своего развития, который обусловлен современными глобальными вызовами в финансовой, политической и конечно в гуманитарной сфере.

   Не случайно в своем выступлении на ХХ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства отметил: «В условиях глобальных вызовов адекватный ответ мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, традиций, ценностей…», а для того чтобы «...поднять на должную высоту национальный дух, надо четко осознать, какова наша реальная история…». Задача, поставленная в речи Президента должна стать базовым императивом деятельности казахстанских историков.

   Мы с вами знаем, что история как наука в условиях независимого Казахстан получила «второе дыхание» и это, безусловно обязано особому вниманию которое уделяет Глава государства дальнейшему развитию национальной истории. Отечественные ученые получили и получают существенное подкрепление в виде государственного финансирования. Позволю себе напомнить, что именно за годы независимого развития отечественная историческая наука завершила системный процесс и, что большинство институтов исторической направленности созданы именно в эти годы. Стали функционировать ряд новых направлений и школ, в работе которых участвуют отечественные ученые.

   Функционируют общественные объединения историков, как Национальный конгресс историков, Лига историков и обществоведов. Они консолидируют деятельность ученых и необходимы для связи с общественностью.

   По состоянию на начало 2013 года, корпус ученых-историков страны представлен 192 докторами и 864 кандидатами наук. В школах и колледжах работает 1786, а вузах республики 1218 человек.

   За последние годы издано более 800 книг и монографий по истории независимости, проведено 329 конференций, ставших переломными в преодолении кризиса в науке.

   В исследованиях ученых Казахстана получают всестороннюю объективную оценку многие факты отечественной истории. За последние два десятилетия на научной основе воссоздается этническая история казахского народа; стали шире раскрываться роль, место и вклад кочевой цивилизации в мировую историю. Осуществляются сотни научно-исследовательских проектов историков, представителей академической и вузовской науки. Изданы первые книги новой книжной серии «Ұлы дала тұлғалары» в рамках программы «Ғылыми қазына».

   Наши ученые-историки пришли к сегодняшнему рубежу не с пустыми руками. Мощная поддержка государством отечественной исторической науки позволила проделать немало серьезной работы по изучению нашего прошлого. Был внесен заметный вклад в становление национальной исторической, историографической традиции. Пройден своеобразный «Рубикон»: сегодня мы должны подняться на новую ступень научных изысканий.

   Сделано, конечно, немало, но вместе с тем есть ключевые проблемы, которые остаются нерешенными в современной исторической науке Казахстана, и тормозят её развитие. Остановлюсь кратко на них:

   Как мне видится, важнейшей задачей нашей сегодняшней встречи должно стать определение основных путей дальнейшего развития с учетом важнейших достижений мирового опыта. В мировой науке накоплен солидный но, к сожалению мало востребованный в отечественной науке багаж знаний. Одна из болевых точек исторической науки является старение научных и преподавательских кадров и в связи с этим наблюдаемый дефицит профессиональных кадров.

   Требуют новой доработки ключевые вопросы отечественной истории; важным является продолжение исследований советского периода и постсоветской эпохи. При этом нам необходимо преодолеть часто встречающийся конфронтационный подход, который присутствует при освещении этих и других важных исторических вопросов.

   Подчеркну особую важность именно новейшего периода Отечественной истории, который начал новый отсчёт в 1991 году, когда произошли коренные политические и социальные изменения и Казахстан становится известен миру как новое, независимое государство. В строительстве независимого Казахстана принимают участие представители всех этносов населяющих Республику, что нашло своё отражение в учебниках Института истории государства.

   В Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства поставил цель войти в 30 развитых стран мира, поэтому реформирование отечественной исторической науки позволит выйти на новый уровень развития. Так одной из проблем развития является старое советское мировоззрение людей, в связи с этим требуется новая интерпретация истории Казахстана и формирование нового казахстанского патриотизма.

Каковы же механизмы возможного решения этих и других задач?

   Крайне важно активизировать работу по поиску и дальнейшему введению в научный оборот новых документальных источников по отечественной истории и подобная работа должна вестись системно и на постоянной основе. Мы полностью поддерживаем проект направления в ведущие архивы Восточных стран и Европы ведущих ученых для выявления и введения в научный оборот документов по древней и средневековой истории Казахстана.

  Для более успешного развития науки, тесного и четкого взаимодействия представителей всего исторического цеха необходимо скоординировать деятельность всех центров исторического профиля под эгидой Конгресса историков;

   Я предлагаю на базе Института истории государства созвать специальный форум отечественных и зарубежных ученых на, котором решить принципиальные вопросы уточнения периодизации национальной истории и других актуальных тем.

  В целях удержания молодых специалистов считаю нужным рассмотреть дополнительные формы материального поощрения молодых исследователей: например, учреждение специальной ежегодной премии молодым историкам за публикацию качественной монографии или серии статей в солидных журналах.

***

   Пользуясь трибуной хотелось бы обратиться к представителям всех социально-гуманитарных наук – социологам, политологам, филологам и другим, к представителям средств массовой информации – только совместными усилиями мы сможем содействовать нашей главной цели формированию общеказахстанского исторического сознания. Но ключевую роль в реформировании исторической науки, конечно, должен сыграть сам корпус ученых-историков.

Благодарю за внимание!




© Copyright 2013. Институт истории государства
Яндекс.Метрика