Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Астана, ул. Мангилик Ел 8, под. 14

 

Тажин

Уважаемые ученые!


I. Ценности Независимости

  Независимость - главная, священная ценность для всех казахстанцев. Казахстан создал за короткий промежуток времени свою государственность и заложил, развил, укрепил основы национальной независимости, обеспечил территориальную целостность страны и нерушимость границ, перевел экономику на свободный рыночный путь развития и успешно интегрировался в мировое пространство.


  Независимость обеспечена волей и трудом всего народа Казахстана. Идея строительства нового государства позволили объединиться всем казахстанцам, независимо от социального положения, национальности и вероисповедания. Путь Независимости – это путь ответственности всех этносов за судьбу общей Родины. Это сбывшаяся мечта наших предков!


  Мы уже прошли нелегкую половину казахстанского пути к процветанию нашей страны. Все судьбоносные решения давались нам непросто. Вспомните, сколько было сомневающихся и упрекающих нас в нереальности и несбыточности наших идей и планов. Так было всегда. И когда я принимал решения о переходе экономики на рыночные рельсы, безъядерном статусе страны, переносе столицы, принятии Стратегии-2030, создании Национального фонда и другие. То же самое мы слышали, когда создавали Таможенный союз и когда выдвигали идею о проведении в Астане саммита ОБСЕ, проведение спортивной (зимней) Азиады, крупных проектов, таких как индустриально-инновационное развитие. Достижения Казахстана за прошедшие годы действительно масштабны. Каждый год Независимости – это целая эпоха в истории нового Казахстана!


  Сейчас вердикт Истории уже очевиден - это были верные решения во благо нашей Родины. Они сплотили народ. Они научили смело решать самые трудные задачи, несмотря на любые сложности и преграды. Я всегда считал и считаю, что задачи должны окрылять нацию!


  Мы создали основы новой государственности. Тот эволюционный процесс, что был прерван столетие назад, вернулся в нормальное русло. А то, что закладывается сегодня, по масштабам нельзя сравнивать ни с одним периодом национального прошлого.


   И говоря обо всем этом как о примере и образце развития, а иногда оценивая в виде уроков истории, мы с радостью осознаем, что фундамент нашей независимости становится незыблемым. Это для нас очень важно. Именно сегодня знание истории становится фундаментом консолидации всего казахстанского общества.


   Нынешнее молодое поколение выросло за годы независимости. Молодежь должна знать, что независимость и наши успехи дались нам нелегко, нам пришлось преодолевать неимоверные трудности, чтобы построить государство, повысить экономику, создать благополучие для народа в трудных условиях. Независимость Казахстана – это независимость нового поколения от исторических ошибок прошлого. Уважение к прошлому, к символам независимого Казахстана, к родному государству, должны стать отличительной чертой современных казахстанцев.


  Современные процессы происходящие в мире заставляют двигаться наше общество вперед. И здесь я думаю можно много говорить о важности знания истории. Главное, чтобы у нас было общее понимание, что изучение истории Независимости, это не просто научная проблема. Это важная общегосударственная и идеологическая задача. Историки не должны оставаться в стороне от исторического анализа современной истории. И от того, как мы ее решим, в какой-то степени будет зависеть будущее нашей страны.


    Обращение к истории независимости сегодня становится важным ресурсом для воодушевления общества, внушения людям уверенности в собственных силах, желания идти вперед и преодолеть все трудности.


   Изучение новейшей истории страны становится реальной основой для формирования патриотизма национального самосознания и идентичности всех казахстанцев.


 Знание истории Независимости должно обеспечить преемственность в развитии Казахстана на десятилетия вперед. Те принципы, которые мы заложили в фундамент государства в 1990-х годах, когда принимали Конституцию, должны оставаться неизменными. Это принципы свободы и ответственности граждан по отношению друг к другу. Это демократия и забота государства о благополучии всех казахстанцев. Это приоритет сохранения мира и стабильности в обществе. Это уникальная евразийская культура Казахстана.


   История Независимости должна сыграть роль ДНК для нашего государства, которая обеспечит передачу этих базовых принципов всем следующим поколениям.


   Мы должны двигаться вперед, основываясь на нашем богатейшем опыте, традициях и ценностях нашего народа. При этом мы должны помнить, что политизация национальной истории, зачастую впадающая в исторические крайности и ненужную мифологизацию может привести к напряженности в обществе.


   Это не наш путь. Мы должны помнить профессиональный девиз историков, провозглашенный еще в Древнем Риме: «Без гнева и пристрастия». История должна быть не инструментом политической пропаганды, а ключевым элементом консолидации нации, развития полноценного государства.


II. Сопричастность к строительству нового государства

    При этом казахстанцы должны знать не только историю прошлых столетий, но и понимать современную историческую реальность и чувствовать личную сопричастность к строительству нового государства. Это важнейшая составляющая большой работы по воспитанию патриотизма, толерантности и желания трудиться во благо своей Родины.


   Во многом именно история независимости должна сыграть роль социального наследства или генетического кода, который обеспечит передачу этих базовых принципов нашему подрастающему и всем последующим поколениям.


   Это очень сложная задача, требующая огромных усилий и четкого осознания ответственности.

   Знание этапов истории Независимости должно обеспечить преемственность в развитии Казахстана на десятилетия вперед. История изучается для того, чтобы объяснять логику сегодняшнего дня и давать материал для прогнозирования будущего. Как говорили древние римляне, «история – наставница жизни».


   Сегодня Казахстан стоит напороге развития инновационной экономики. Мы активно внедряем новейшие достижения мировой научной мысли в самые разные сферы нашей жизнедеятельности. Характер, глубина и успешность проводимых реформ тесно связаны с оценкой населением своего недавнего прошлого. Историческая наука не должна оставаться на обочине модернизационного процесса.


    Поэтому нам необходимо организовать эту работу на системной основе. В целом, я хотел бы высказать ряд следующих задач для организации изучения и популяризации новейшей истории Казахстана.


Первое.

   Анализ достижений исторической науки показывает, что в отечественной исторической науке на сегодня нет общих подходов к изучению различных периодов нашей истории. Нередко книги пишутся непрофессионалами, но при этом издаются большими тиражами. Так не должно быть. К книгам на историческую тему должны предъявляться высокие требования. 


   Необходимо обеспечить общую координацию изучения отечественной истории, тем самым, повысив научную объективность и достоверность исторического знания. Это касается и написания новейшей истории. Отечественными учеными сделано немало. К 20-летнию Независимости вышли в свет ряд научных трудов отечественных и зарубежных исследователей.


    Изучение истории не должно идти «самотеком» и зависеть от тех или иных субъективных оценок. Думаю, что для координации работы по изучению и популяризации современной истории нам необходимо создать Государственную комиссию по национальной истории. В центре деятельности Государственной комиссии должны быть изучение и пропаганда исторических знаний по национальной истории, воздействие на государственную политику в деле формирования исторического сознания. В её работе должны участвовать министерства образования и науки, культуры, связи и информации и другие соответствующие государственные органы, видные представители гражданского общества.


   В свете Стратегии «Казахс-тан-2050» необходимо выделить ключевые направления для исследований на ближайшую перспективу.


     Надо определить 6-7, а возможно, больше направлений изучения новейшей истории. Это должны быть приоритетные исследования для исторической науки.

Какие это направления?

Я бы выделил ряд тем.

1) Реформирование экономики и социальной сферы.

  После 1991 года Казахстан прошел путь от полного экономического развала до устойчивого роста и накопления резервов для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса. В сложнейших условиях 1993 года успешно введена национальная валюта. Возник и укрепился частный бизнес. Привлечены большие объемы иностранных инвестиций. Сейчас последовательно повышается казахстанское содержание в крупных проектах.


   Реформирована социальная сфера. Проведена пенсионная реформа. Большая работа проведена в сфере образования, медицины, социальной поддержки уязвимых слоев населения. Возрождается культурное наследие.

Все это нужно систематизировать и изучить.


2) Политический транзит независимого Казахстана.

    В начале 1990-х годов политические бури сотрясали общество. Но мы задали вектор последовательных, поэтапных демократических реформ. Разделение властей, выборы, политический плюрализм, гражданское общество – эти и другие элементы впервые возникли в Казахстане в годы независимости.


   Мы и дальше продолжим совершенствование политической системы нашей страны. Развитие демократических институтов продолжается во всем мире.


3) Внешняя политика и безопасность независимого Казахстана.

  Впервые в нашей истории мы установили полноценные отношения со всеми ведущими странами Европы, Азии, Америки. Успешно развиваются отношения с сопредельными странами СНГ, с Россией, с Китаем.


     За годы независимости Казахстан впервые в своей истории стал членом авторитетных международных организаций: ООН, ШОС, СНГ, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других. Успешно прошел Астанинский Саммит ОБСЕ. Теперь Казахстан будет председательствовать в ряде авторитетных международных организаций, в том числе, в Организации Исламская конференция, ЕврАзЭс, СВМДА, ШОС и ТЮРКСОЙ.


   Созданы Вооруженные силы, обеспечена безопасность. Международно - признанные границы – это один из главных показателей реальной независимости.


4) История переноса и становления новой столицы Казахстана Астаны.

   Астана является символом нового Казахстана, воплощением мечты о сильном и независимом государстве в центре Евразии. Историю суверенного Казахстана нельзя представить без истории Астаны. Строительство новой столицы в сложнейший период стало стимулом прогресса всей страны, позитивных изменений и роста экономики Казахстана.


5) Казахстанский патриотизм и единство народа Казахстана.

    Огромное достижение эпохи независимости – это единство нашего народа. У нас действует Ассамблея народа Казахстана. Созданы условия для развития языка, культуры, традиций всех этнических групп, проживающих в Казахстане.


   За годы независимости традиции толерантности, дружбы и межэтнического согласия получили новое развитие. И нам необходимо изучить, систематизировать и передать будущим поколениям все то, что составляет основу казахстанской модели этноконфессионального согласия.


6) Евразийская идея и региональная интеграция.

  Занимая центральное место на Евразийском континенте, Казахстан стал автором важнейших интеграционных инициатив. И базовый проект – это проект Евразийского союза, выдвинутый 17 лет назад, в 1994 году. В будущем, я уверен, эта идея будет развиваться.


     Региональная интеграция в условиях глобализации – неизбежное явление. И мы стремимся к такой равноправной интеграции, которая не ослабляет, а усиливает наш государственный суверенитет, наши экономические возможности. Рано или поздно страны региона достигнут оптимальной интеграции. Историки должны показать значение евразийской интеграции и Таможенного союза для Казахстана. Нужно и изучать и пропагандировать программу индустриально-инновационного развития страны.


    Безусловно, данные направления могут уточняться и дополняться. Могут быть определены и другие не менее важные направления. Все это работа для историков и специалистов.


  Таким образом, «фронт» работы у историков большой. Историческая наука должна конкретно и объективно, без приукрашивания и славословия проанализировать историю Независимости.


    Надо организовать эту работу в рамках государственного заказа на проведение фундаментальных и прикладных исследований. Поручаю Министерству образования и науки проработать этот вопрос. Государство должно обеспечить финансирование этих исследований.


    Институт Истории государства и другие научные центры должны вплотную заняться данной проблематикой. При этом к реализации данных проектов надо привлечь широкий круг отечественных историков, существующие научные институты.


Второе. Необходимо систематизировать архивные данные, касающиеся периода новейшей истории.


   Основная задача заключается в том, чтобы собрать и сохранить для будущих поколений документы новейшей истории Казахстана периода Независимости.


    Следует перевести на электронный формат наиболее ценные части Национального архивного фонда. Эти документы хранятся в свыше 200 государственных и во множестве других архивов.


В этих же целях надо сформировать Государственный страховой фонд копий документов.


      Важно создание единого информационного пространства для использования документов и обеспечения доступа исследователей к архивной информации. Для этого следует внедрить Единую автоматизированную информационную систему «Электронный архив». C помощью этой системы ученые, студенты смогут получить доступ к историческим документам через Интернет.


   Надо создать единую базу данных «Национальный архивный фонд» в Национальном архиве. Это позволит повысить качество предоставляемых информационных услуг.


    В целом, работу Национального архива и других ведомственных архивов нужно перевести на качественно новый уровень, соответствующий современным мировым требованиям архивного дела.


  Третье. С момента принятия Концепции формирования исторического сознания в Республике Казахстан прошло 18 лет. Она выполнила свою миссию. Сегодня нам необходимо разработать новую концепцию. Предлагаю ее озаглавить «Официальная историческая хроника (издание «Тәуелсіз Қазақстан тарихы»)». Цель концепции заключается в обеспечении государственных, национальных, общественных интересов и потребностей в контексте выработки фундаментального и концептуального видения основных приоритетов и направлений исследований истории Независимого Казахстана. К тому же новые перспективы для этой работы открывает новый Закон Республики Казахстан «О науке». Следует предусмотреть достойное финансирование – грантовое, программно-целевое – исследований по новейшей истории Казахстана.


Четвертое. Необходимо усилить работу по экспертизе действующих учебников и учебных пособий по истории Казахстана, в том числе посвященных новейшей истории, а также по повышению содержательности исторических тестов, включенных в ЕНТ.


  Качество учебников по отечественной истории, как я неоднократно отмечал, вызывает нарекания. Не всегда они соответствуют высоким научным требованиям. Указываются неверные сведения об исторических личностях, о датах, территории, где происходили исторические события. Не учитываются возрастные возможности учащихся освоить предлагаемый материал.


Почему у нас складывается такая ситуация?


   С одной стороны, нам следует нарабатывать опыт написания учебников. В этом смысле не стыдно поучиться у зарубежных коллег, у ученых с мировым именем.


    С другой стороны, есть проблемы в организации экспертизы новых учебников. Нельзя допускать, чтобы в учебные материалы попадали очевидные ляпы или ненаучные домыслы и фантазии. Министерству образования и науки необходимо качественно улучшить работу по экспертизе учебников по истории. Изучите, как эта работа налажена в других странах.


   Экспертиза вновь издаваемых учебников должна стать приоритетной задачей ученых, в том числе Института истории государства.


Пятое. Особое внимание необходимо обратить на популяризацию истории Независимости.


   Нам нужны хорошие документальные фильмы, популярные, написанные простым языком книги, которые открыли бы историю перед широким кругом людей. Нам нужны художественные произведения: хорошие исторические романы, спектакли, песни на историческую проблематику, посвященные периоду нашей Независимости.


   У нас мало снимается художественных фильмов, посвященных современной тематике. Между тем, драматичные события эпохи Независимости – это яркие сюжеты для создания художественных фильмов.


   Здесь историки должны тесно работать с Министерством культуры, связи и информации. Нужно вплотную заняться этими вопросами. Необходим телеканал, целиком посвященный вопросам истории, культуры, спорта и духовно-нравственных ценностей молодежи, который можно создать на базе государственного канала «Ел Арна».


    Следует усилить пропаганду в средствах массовой информации духовно-нравственных ценностей, противостоя бездуховным образцам западной эрзацкультуры.


    Наши ученые должны всегда помнить, что они проводят свои исследования не только ради диссертаций и толстых научных томов, которые кроме специалистов больше никто не открывает. Вы в первую очередь должны работать для людей. Открывать историю для казахстанцев, для нашей молодежи.


     Нужно воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к истории своей страны. Это надо начинать со школьной скамьи. Министерству образования и науки нужно продумать меры в данном направлении.


   Шестое. В целом, историческая наука Казахстана должна стать по настоящему современной и динамичной. Историки не должны «вариться в собственном соку». Нужно смелее и настойчивей выходить на международный уровень, организуя совместные проекты с зарубежными исследователями, публикуя свои работы в ведущих научных журналах мира, ведя собственные исследования в составе международных коллективов. Конституцией гарантированы свобода слова, совести, творчества. Призываю ученых-историков писать труды честно, открыто, отбрасывая в сторону страхи прежних лет, когда тоталитарная система довлела над умами и наукой.


   Посмотрите, какие интересные процессы происходят в исторических кругах Азии. Научная интеллигенция азиатских стран переосмысливает роль своих государств во всемирном историческом процессе. И это происходит не на пустом месте. Рост политического и экономического влияния азиатских государств сопровождается не менее бурным возрождением их национальной культуры и концептуального усиления собственной версии мировой истории, свободной от устаревших догм и стереотипов. Глобальный ренессанс Азии делает неактуальной модель однополярного мира в рамках идеологической концепции европоцентризма.


    Для успешного политического и экономического продвижения Казахстана на международной арене нам также необходимо эффективно заниматься продвижением собственного взгляда на исторические процессы. Мы должны показать всему миру, что Казахстан – не второстепенная страна, а полноправный член всемирной новейшей истории, сделавший немалый вклад в ее развитие.


 Седьмое. Высока роль гуманитарной науки в формировании патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Настоящий патриотизм – это желание быть в гуще событий в судьбоносное для страны время. Из отдельных частиц складывается общество, стараниями каждого обеспечивается деятельность общественной системы, а значит, и сохранение независимости государства.


      Научные институты при написании фундаментальных трудов по истории независимого Казахстана должны опираться на достоверную, полную источниковую базу. Источниковую базу составляют исторические источники, которые являются основой в познании прошлого. Все документальные источники по истории независимого Казахстана хранятся в Национальном архиве Республики Казахстан, Архиве Президента Республики Казахстан. Параллельно с оцифровкой архивных документов целесообразно изучать все виды исторических источников и на их основе создавать учебники, хрестоматии, хроники и летописи Независимости. На сегодняшний день летописи и хроники пишутся не только историками-профессионалами, но и широким кругом людей, интересующихся историей. Необходимо проводить системную работу в этом направлении для формирования государственного самосознания, патриотизма.


      Очень важно казахстанскому народу объединиться вокруг идей модернизации, инновационной индустриализации и технологического прорыва в будущее.


    Предстоит дальнейшая многогранная работа по воспитанию будущего поколения патриотов Родины. Многие проекты, в том числе и политика индустриализации в советский период носили однобокий характер и не смогли решить главные стратегические задачи – наша страна не смогла стать высокоразвитой индустриальной державой и эту задачу теперь приходится решать нам.

Чем более сплоченными мы будем, тем быстрее и увереннее

мы сумеем пройти путь к государству с мощной экономикой.

Восьмое. Следует проводить активную работу в учебных заведениях по пропаганде ценностей Независимости. Все это должно способствовать росту позитивной активности молодежи, чувства патриотизма и сопричастности к строительству независимого Казахстана.


    Основываясь на историческом опыте, мы должны воспитывать в молодежи уважение к вечным, непреходящим человеческим ценностям.


     Сегодня в обучении мы зачастую пользуемся устоявшимися методиками – лекции, семинары, зубрежка – мы сами учились также еще много лет назад. Между тем, нынешняя молодежь воспринимает нужную для себя информацию несколько иначе. Для них важна визуальная составляющая, интерактивность в процессе усвоения знаний.


     К примеру, можно организовывать экскурсии школьников в нашу столицу, чтобы они своими глазами увидели Астану, прониклись ее духом, атмосферой города будущего, страны будущего. Ведь Астана – это самый наглядный пример того, что самые амбициозные порой цели могут быть достижимы. Вера в себя, в свои силы – главная цель преподавания истории для молодежи.


    Нужно активнее задействовать новейшие технологии в процессе обучения. Я, например, не знаю ни одного полноценного сайта, посвященного истории Казахстана. Те, что есть, или недоделаны, или просто-напросто скучны. А интерес к этой теме в Интернете есть. Мне говорили о том, что в социальных сетях есть целые сообщества, посвященные истории Казахстана. И в них входят преимущественно наши молодые люди.


    Давайте сделаем такой сайт и заполним его полезной и, самое главное, доступной и интересной информацией о нашей с вами истории. Более того, нужно сделать так, чтобы работу сайта обеспечивали наши ведущие ученые и исследователи, которые в интерактивном режиме могли бы отвечать на вопросы пользователей.


   История Независимости должна найти свое законное место в школьных и вузовских учебниках. С этой целью необходимо пересмотреть государственные стандарты образования, с тем, чтобы избежать дублирования при изучении истории в школе и высших учебных заведениях. Новейшая история Казахстана, как наиболее актуальная часть отечественной истории, должна изучаться преимущественно в вузах, там, где молодежь уже подготовлена к восприятию сложных вопросов современности.


     Учебники и труды по истории должны быть написаны с позиции толерантности, особенно когда это касается народа Казахстана, а также отношений с сопредельными государствами, с которыми мы поддерживаем дружеские, партнерские, союзнические отношения. И национальное единство, и региональное сотрудничество должны быть обоснованы исторически.


    История должна иметь консолидирующее значение для народа Казахстана. Историкам следует обратить внимание на позитивные стороны взаимодействия, взаимообогащения, на процесс формирования народа Казахстана, а не на то, что отделяет и разъединяет. История должна нести позитивный заряд для государства и всего общества.


    Я надеюсь и призываю лучших представителей интеллигенции быть в первых рядах упрочения независимого Казахстана. Как показал 20-летний опыт, нам многое по плечу, мы решили целый ряд масштабных проектов: это и делимитация границ с соседями, это и строительство современной рыночной экономики. Корабли Казахстана вышли в космос. Мы построили новые города и создаем новейшую инфраструктуру. Меня радует, что по результатам социологических опросов у молодежи Казахстана высок патриотический дух и желание служить Отечеству.


***

   Думаю, если будут решены эти восемь задач, мы существенно продвинемся вперед.


   Таким образом, нельзя создавать новое общество, минуя прошлое – это хорошо знали наши предки. Они хранили славную историю нашего народа и бережно передавали ее из поколения в поколение.


     Я уверен, что и мы сумеем сберечь эту многовековую мудрость и на ее основе построить процветающую, энергичную страну, занимающую свое уникальное место в сообществе наций.


«Лучшее, что нам дает история, - это возбуждаемый ею энтузиазм», - говорил классик


(И. Гете). Не теряйте этот присущий вам энтузиазм и передавайте его своим ученикам.




© Copyright 2013. Институт истории государства
Яндекс.Метрика