Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 4

 

publication

ОТ АЛАШ ОРДЫ К НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА:

 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ


Жанна Кыдыралина
Кыдыралина.jpg

«История – свидетель прошлого, свет истины,

живая память, учитель жизни, вестник старины».


Цицерон


«…уроки истории надо осваивать

постоянно, из поколения в поколение».


Н.А.Назарбаев


  Сегодня идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Любовь к Отечеству, чувство причастности к истории и судьбе своей страны, понимание ценностей материального и духовного наследия, созданного народом в прошлом, начинаются с уважения памяти предшественников. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия Независимости. Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности, сегодня казахстанцы являются хозяевами своей судьбы.

  Каждая земля, как известно, рождает своих великих сынов. Казахская степь также гордится славными героями, такими как Кенесары хан, батыры Срым, Исатай, Махамбет и многие другие. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. Не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и ХХ столетий. Появление движения и первой политической партии Алаш, правительства Алаш Орда свидетельствовало о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, заявившей в условиях острых социальных коллизий в начале ХХ века о своем стремлении решать судьбоносные вопросы будущего развития родного народа.

    Деятели Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Сегодня мы, сами того не подозревая, живем в том государстве, границы которого в начале 1920-х годов были примерно очерчены участниками Алаш Орды. Образование в 1920 году Киргизской (Казахской) АССР в составе РСФСР являлось результатом компромисса между Алаш Ордой и Советской властью. Алашские лидеры приняли активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель. Представители алашской интеллигенции А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а также национал-коммунисты С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов, Н. Нурмаков и другие прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.

   Для нынешних поколений чрезвычайно поучительны уроки и образцы высоких устремлений и гражданского духа, патриотизма и ответственности перед обществом национальной интеллигенции начала ХХ века. Казахские интеллигенты того поколения были людьми высокого порыва и самопожертвования, формировавшими мировоззрение своей эпохи. Они являются для нас, современников, поистине безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности национальному и гражданскому долгу.

   Еще при поступлении в Санкт-Петербургский Императорский Лесной институт весной 1890 г. абитуриент Алихан Букейханов так рассуждал в своем сочинении: «Желать другим зло – значит делать себе, потому что мы с другими составляем то, что называется человечеством, что царит над природой в силу своего ума и без чего нет у нас одних жизни. Самое трудное, что невозможно достигнуть ни умом, ни богатством, спокойствие душевное, доступное только высшей нравственности, присущей только всестороннему образованию, мы почувствуем только тогда, когда ни душой, ни телом не сделаем никому зла».

   Позже лидер Алаш Орды Алихан Букейханов проникновенно писал: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей родины, для меня судьба ее превыше всех благ… Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится». Деятели движения Алаш стояли на пути духовного и национального пробуждения народа и боролись за обретение государственности казахов. Они мечтали видеть свой родной народ свободным и независимым. «Наша цель – предоставить возможность самому народу решать свою судьбу. Только добившись автономии, народ возьмет судьбу в свои руки, - подчеркивал Жанша Досмухамедов. - Свергнуто самодержавие. Теперь управлять народом должны те, кто знает его хозяйство и быт, язык, нравы, обычаи и традиции. Как бы то ни было, мы должны получить автономию».

     «Основная цель, которой руководстовались при создании партии Алаш, была судьба казахского народа, создание независимого государства наравне с другими развитыми высококультурными народами, обладающими богатством территории и государственностью», - отмечал Алимхан Ермеков.

    Казахские интеллектуалы стремились поднять уровень развития народа в ряд с передовыми странами Азии, такими, как Япония. Поэтому их впоследствии обвиняли в японском шпионаже, объявив «японскими агентами». Ещё 23 октября 1904 года, будучи студентом Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии Халел Досмухамедов писал своему земляку, уроженцу Гурьевского уезда, студенту Казанского ветеринарного института Губайдолле Бердиеву: «После долгой городской душной жизни степь произвела на меня чарующее впечатление. Вид знакомых кибиток, приезд в свой дорогой аул, встреча родных, почтение посторонних – всё это производит неотразимое впечатление и свидетельствует о превосходстве степняков над цивилизованными. Когда подумаешь, что кроме тебя, десятки или даже сотни киргизов получают высшее образование, то приходишь к заключению, что и этот народ способен к труду, к прогрессу, что и он, может быть, когда-нибудь займет в мировом господстве одно из почетных мест, что и он может сделаться второй Японией…». Представители казахской интеллигенции мечтали видеть народ и страну развитыми и цивилизованными и призывали соплеменников избавляться от пагубных привычек и пороков, как курение, пьянство, воровство, обман.

   Через газету «Казах» Ахмет Байтурсынов призывал народ к просвещению, труду, освобождению от вековой спячки, пробуждая в каждом киргизе чувство гражданина. В одной из своих статей он подчеркивал, что только в равной мере культурные нации способны развиваться самостоятельно, существуя на одинаковых правах и сохраняя свой национальный облик.

    Алашские деятели подняли национальное самосознание народа на государственный уровень. Партия Алаш стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени. Основной идеей алашординцев было единство народа, и этот лозунг актуален и по сей день. В сфере социальных отношений программой предусматривалось объединение казахского общества не по классовому принципу, а на основе общенационального единства. В чрезвычайно экстремальных условиях того времени алашординцы проявляли исключительную гибкость, в то же время они были принципиальными политиками. Основными целями движения Алаш являлись создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, остановка процесса переселения крестьян из внутренних губерний России на казахские земли, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.

   Программа партии Алаш, авторами которой были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Ельдес Гумаров, Есенгали Турмухамедов, Габдолхамит Жундибаев, Газымбек Биримжанов, носила демократический характер, стала попыткой определения оптимального варианта развития Казахстана в условиях капиталистической России. Так, первым пунктом в программу было включено положение о том, что Россия должна стать «демократической федеративной республикой, в которой каждое отдельное государство автономно». Программа партии предусматривала пост президента, управляющего через совет министров и ответственного перед Учредительным собранием и Госдумой. Законодательная власть отдавалась в руки только Государственной думы, которой принадлежало право контроля над правительством. Право участия в выборах предполагалось предоставить всем гражданам без различия происхождения, вероисповедания и пола, провозглашались законодательное закрепление равноправия, неприкосновенности личности, свободы слова, печати и союзов, отделение религии от государства, независимость суда.

  Даже теперь, спустя многие десятки лет, поражает многоплановость повестки дня областных собраний казахов и Всеказахских съездов. В постановлениях народных собраний содержались требования навечно закрепить за казахами исконные национальные земли и их недра, создать милицию и казахское земство, организовать начальный всеобуч на казахском языке.

   В своей книге «В потоке истории» Президент Казахстана Н.А. Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш Орды: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии Алаш, сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».

    Как известно, история не дала партии Алаш, Алашской автономии и ее правительству Алаш Орде возможности осуществить свою программу создания и укрепления казахской государственности на основе единства всех слоев народа. Отвергая насилие, отрицая классовую природу государства, алашские деятели выступали против диктатуры одного класса в обществе. Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы, разрозненность и отсутствие четкой программы политической борьбы явились причиной поражения Алаш в политическом противостоянии большевикам. Вынужденные в сложившихся обстоятельствах победы советской власти признать ее, и приняв предложение большевиков о работе в государственном аппарате, бывшие деятели Алаш Орды стремились придать советской власти национальное содержание, приблизить к интересам коренного населения. Национальные деятели наиболее чувствительно воспринимали коллизии и проблемы, всплывавшие по мере роста масштабов и темпов социалистических преобразований.

    Деятели Алаш были высокообразованными людьми, истинными эрудитами, обладавшими глубокими познаниями в социально-гуманитарном и естественно-научном знании. Многие лидеры движения Алаш были не только правозащитниками, политическими и общественными деятелями, но и крупными просветителями, публицистами, издателями газет и журналов, мыслителями, поэтами, педагогами, авторами научных исследований, книг и учебников. Алашордынцы и близкие к ним по духу казахские интеллектуалы и творческие деятели, не были ограничены в своих национальных рамках, как раз, наоборот, - все они были людьми глубоко просвещенными и многогранно талантливыми, открытыми, чуждыми любой замкнутости. Ведь многие из них окончили передовые учебные заведения России, а также ряд из них – и зарубежные учебные заведения (Германии, Польши, Турции и др.). Они были непревзойденными публицистами, организовали выпуск ярких газет и журналов - печатных органов правительства Алаш Орды. Деятели Алаш были феноменами, рождающимися раз в столетие. Каждый из них был маяком, светочем для народа.

     Основатель партии Алаш, премьер-министр правительства Алаш Орды А. Букейханов являлся членом Западно-Сибирского отделения РГО, участвовал в экспедициях под руководством Швецова, занимался исследованием хозяйственно-экономического положения Казахстана в составе экспедиции Щербины по изучению степных областей, написал исследовательские работы о скотоводстве.

  Ахмет Байтурсынов был поэтом, реформатором казахского алфавита на основе арабской графики, написал учебник по прикладной грамматике казахского языка, первый труд по теории национальной литературы, собирал и публиковал устные памятники древнего эпоса.

   Широта интересов Миржакыпа Дулатова не знала границ и поражала современников: ведь он был журналистом, историком, тюркологом, географом, педагогом, поэтом, композитором. Им подготовлен ряд школьных учебников по казахскому языку, а также учебник по математике. В годы ссылки в Карелии он освоил и профессию врача.

   Мухамеджан Тынышпаев был первым казахским инженером-путейцем, занимался также наукой, являлся членом Туркестанского отдела Русского географического общества, издал «Материалы к истории киргиз-казахского народа».

   Халел Досмухамедов - врач, ученый, был одним из руководителей Казахского пединститута и организаторов Казахского государственного университета, написал учебники по природоведению, анатомии человека, зоологии, исследования по языкознанию, издавал произведения национального эпоса.

   Этот список лидеров и участников движения и их заслуг можно продолжить. Вместе с тем, к сожалению, до сего времени остается еще безвестным ряд имен и судеб десятков деятелей Алашских организаций. Необходимо открывать эти имена и шире изучать малоизвестные страницы истории борьбы алашординцев за национальное самооопределение казахского народа. Одним из ярких, энергичных и молодых алашских лидеров был Алимхан Абеуович Ермеков. В то бурное, переломное время, на перепутье эпох Алимхану Ермекову выпал исторический шанс выступить от имени партии Алаш, народного совета и правительства Алаш Орда в переговорах с разными правительствами: Временным Сибирским правительством, Комучем, правительством Колчака, Советским правительством. Особая заслуга А. Ермекова состоит в том, что, будучи на приеме у председателя СНК В.И. Ленина в 1920 г., он сделал содержательный доклад на расширенном заседании о положении в Казахстане и о его границах. В ходе острых дискуссий по определению границ территории республики Алимхан Ермеков добился возвращения Казахстану важных стратегических территорий: Акмолинской и Семипалатинской областей, северного побережья Каспийского моря. А.А. Ермеков был не только одним из видных общественных и государственных деятелей, внесших большой вклад в создание Казахской советской автономной республики, но и талантливым ученым, первым казахским профессором математики. Он разработал учебные пособия по высшей математике, создал математическую научную терминологию на казахском языке. По клеветническим наветам Алимхан Абеуович трижды подвергался арестам и провел в тюрьмах в общей сложности около 18 лет; пережив весь ужас ГУЛАГовских лагерей в Канске, Воркуте и Тайшете, он выжил и остался несломленным: он был единственным чудом сохранившемся из лидеров Алаш Орды. Эти немеркнущие примеры призваны напоминать нам о том, что даже в самые трудные и жестокие времена не стоит терять надежды и чувство собственного достоинства.

   Оценивая недавнюю историю, нужно обязательно учитывать все противоречия советской эпохи с ее неоспоримыми завоеваниями и достижениями, победами и трагедиями, бесчеловечным попранием индивидуальных и коллективных прав. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Партия жестко контролировала все стороны жизни и деятельности национальной интеллигенции. Советской властью осуществлялась масштабная политика искоренения традиционной культуры и духовного наследия казахского народа, глубокой переделки его сознания, навязывания идеологических моделей системы. Казахские интеллектуалы оказывали сопротивление такому курсу и многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа. Всякие попытки использования естественного права ранее угнетенных народов на защиту национальных интересов воспринимались тоталитарным режимом как проявления буржуазного или местного национализма. Национальным лидерам приходилось постоянно давать отпор на нападки Центра.

  Советская власть подвергла репрессиям цвет казахской интеллигенции: это блестящая плеяда деятелей Алаш Орды – Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышпаев, Халел Досмухамедов, Алимхан Ермеков; видные государственные деятели – Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Смагул Садвокасов, Жанайдар Садвокасов, Нигмет Нурмаков, Жалау Мынбаев и другие. Вынужден был эмигрировать лидер туркестанского национального движения, в одно время являвшийся одним из членов правительства Алаш Орды Мустафа Шокай. Все они были выходцами разных социальных слоев, представителями различных вариантов общественно-политического выбора в эпоху революционных бурь, но все они видели свое предназначение – в служении коренным интересам родного народа. Был арестован в 1930 г. и два года находился под следствием в числе других 44-х алашординцев и Мухтар Ауэзов. Сталинский режим критиковал литературную деятельность и творчество А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева, М. Ауэзова и других, называя их буржуазно-национальными писателями. В ходе беспрецедентной группировочной борьбы, навязанной большевистским Центром, коммунистов С. Ходжанова, С. Сейфуллина, С. Садвокасова, С. Мендешева режим причислял к проводникам алашординской идеологии.

   На самом деле, лидеры казахской интеллигенции не злоумышляли против своего народа, как это трактовалось сталинской идеологией, а стремились облегчить положение простых людей. О главной благородной цели алашской интеллигенции – служении народу – отчетливо излагал в своем письме, известном в истории - «Ұрпаққа хат» (Письмо поколению), из Бутырской тюрьмы в январе 1929 года Миржакып Дулатов: «Я считал своим долгом помочь своему порабощенному, угнетенному народу вырваться из этого рабского положения…Не думаю, что смог вовремя предвидеть события в политической сфере; то, что преподносят сейчас, как борьбу против советской власти, всего лишь мое желание видеть казахскую нацию самостоятельной, независимой, счастливой».

    Несмотря на недолгое существование, движение Алаш оказало на историю Казахстана громадное значение. «Зарю свободы увидят наши потомки», – мечтали Алашские лидеры. Выпуская в эмиграции юбилейный, сотый, номер «Яш Туркестан», Мустафа Шокай в 1938 году, веря в свою мечту, призывал родной народ к единству и независимости: «…Взойдет солнце освобождения и независимости, и мы, скромные борцы,… будем на родной земле, среди родного народа. …Туркестанцы должны помнить, что единство национальное там – на родине и единство в работе здесь – в эмиграции, единство в целях и верность обязанностям – единственно правильный путь к освобождению и утверждению независимости родины». Сегодня, в условиях Независимости, с особым смыслом воспринимаются гениальные слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости».

    Мечты алашских лидеров сбылись. Идеи и идеалы, положения и принципы, выдвигавшиеся поколением казахской интеллигенции начала ХХ века, сохраняют свое значение и поныне. И хотя каждое время ставит новые задачи, но идеи Алаш продолжают жить и вновь напоминают о себе в период кардинальных изменений в стране. Это: равноправие, общественное согласие и мир, культурный прогресс нации, меритократия, государтвенный язык, привлечение не только элиты, но и широких масс к делам управления государством. Алашскими лидерами на уровне передовых требований своей эпохи, европейских либерально-демократических ценностей выдвинуты принципы демократического, правового, светского, социального государства, идеи системы государственного управления и самоуправления, институтов президентства, парламентаризма, экономической, социальной и политической модернизации общества. В контексте своего времени они призывали к качественному обновлению нации, рывку к прогрессу. И сегодня востребованы известные честь и отвага поколения интеллигенции 20-30-х гг. прошлого века. Современное общество нуждается в новаторских идеях и мировоззренческих ориентирах, в лидерах, которые способны мыслить оригинально и действовать нестандартно.

    Ныне, в условиях Независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней и внешней политики государства. В одном из своих выступлений Президент Н.А. Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Центрально-азиатского союза, упомянул, что идею единства центральноазиатских государств впервые выдвигал Мустафа Шокай. Идея предков о единстве тюркских народов воплощается сегодня в деятельности Совета тюркоязычных государств, созданного в 2009 году.

   Алашские деятели мечтали об образованной нации. Сегодня эти идеи вот уже на протяжении двадцати лет находят отражение в реализации Президентской программы «Болашак».

  Казахские интеллигенты всегда проявляли заботу о судьбе национального, родного языка, как не только культурном, но и политическом атрибуте нации. Вопрос развития государственного и других языков сегодня, как и век назад, является актуальным для суверенного Казахстана. А в то время Ахмет Байтурсынов подчеркивал, что в условиях нараставшего притока в Казахстан других народностей «перед нами во всем величии вырастает вопрос, вопрос о самостоятельном существовании киргизского (казахского – Ж.К.) народа. Для того чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы первым делом должны заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу». А. Байтурсынов был обеспокоен тем, что «современная киргизская интеллигенция, получившая образование в русских школах и татарских медресе, уже начинает пренебрегать киргизским языком, разговаривать и переписываться между собой на русском и татарском языках. Это уже плохой признак. Если это будет продолжаться и в дальнейшем, …то нам придется навсегда проститься с киргизским языком, а вместе с тем и киргизским народом, как с особой нацией. Если этого мы не хотим, то необходимо разрешить этот вопрос в корне и отныне приступить к усовершенствованию киргизского языка и литературы». От этой идеи он никогда не отступал ни на шаг.

  Критические замечания Ахмета Байтурсынова возымели побудительное действие. Об этом свидетельствует следующее упоминание Мыржакыпа Дулатова в одноименном биографическом очерке, посвященном 50-летию Ахмета Байтурсынова: «Благодаря А. Байтурсынову, хотя бессознательно, но на самом деле поддавшаяся обрусению и отатариванию часть киргизской интеллигенции, живо опомнилась и стала осознавать и исправлять свои ошибки. Даже бывали такие курьезные случаи: учащаяся молодежь в некоторых русских учебных заведениях в целях сохранения чистоты киргизского языка условилась разговаривать между собой обязательно по-киргизски, в случае нарушения кем-либо этого правила виновный за каждое случайно вылетевшее некиргизское слово платил 35 копеек штрафа в пользу ученических кружков».

   Казахские интеллектуалы рубежа ХIХ-ХХ вв. были полиязычны. По словам внука Алимхана Ермекова - Олега Ермекова, его дед знал пять языков. Мустафа Шокай свободно владел наряду с русским еще и английским, французским, немецким, польским и турецким языками.

  И сегодня востребованы выдвигавшиеся алашской интеллигенцией по отношению к кадрам государственного управления принципы чести и долга. Столь жизненны и поныне мысли Шокая о работнике аппарата, чиновнике: «Национальный кадр» для нас – это, прежде всего, слуга нации, выполняющий свой национальный долг ни по чьим бы то ни было приказам, а по долгу совести». Одной из актуальных задач нынешней казахстанской государственной службы является утверждение принципов меритократии (системы заслуг). Как не вспомнить сегодня как назидательный пример нынешним поколениям управленцев еще об одном факте из истории алашской интеллигенции.

  В уже упоминавшемся письме Х. Досмухамедова Г. Бердиеву отмечаются сведения о социальной несправедливости и беззакониях, царящих в Степном крае. Студент Х. Досмухамедов с болью в сердце писал своему другу о развивающихся в степи злоупотреблениях, грязных поступках обирателей, взяточников и аферистов разных мастей, нечистых на руку чиновниках, сеющих раздор и разногласия, их бесчеловечности, бессердечном и безжалостном отношении к народу, произволе, чинимом ими всюду. Автор письма осуждал действия таких администраторов, которые «по приказу», «под видом благотворительности организовали для Красного Креста сбор с баев по 1 барану, с бедняков по 1 рублю и с поступившей суммы оставили начальству 100 рублей». Х. Досмухамедов отмечал, что такая же картина наблюдается и на выборах. Он советовался с другом по поводу кандидатур в волостные правители в родном для обоих округе, предлагая альтернативные кандидатуры вместо кандидатуры Жумакула, «проводника политики ненавистной народу компании Гадучева». Жумакул приходился родственником Халелу. Этот пример также убеждает, что и в студенческие годы Халел Досмухамедов проявлял зрелую гражданскую позицию защитника прав и интересов простого народа, что никогда не поступался принципами правды и справедливости, невзирая на родство.

   О наличии в истории такого опыта истинного служения народу непрестанно следует говорить молодому поколению. Чем дольше мы будем помнить об алашских деятелях, тем реже будем испытывать горечь разочарования в испытаниях на приверженность справедливости, состраданию и милосердию, способности каждого из нас проявлять личную ответственность за происходящее вокруг, противостоять лжи, мздоимству, не поддаться соблазну корыстного и алчного обогащения за счет окружающих. Постижение поучительной истории Алашского движения и его деятелей одухотворяет и переполняет нас самыми высокими, благородными чувствами.

   Успешно противостоять новым вызовам времени, в условиях внутренних и внешних угроз, кризиса ценностей цивилизации, отстоять интересы нации – обязанность нынешних поколений. Строительство сильного суверенного Казахстана невозможно без возрождения интеллигенции, потому ныне роль интеллигенции еще более возрастает. Это вопрос о роли интеллектуального, сознательного фактора в ходе строительства демократического правового государства, о развитии духовности, о повышении социальной активности и ответственности каждого человека.

  Таким образом, алашская идея, рожденная в начале ХХ в., продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта Алашской интеллигенции будет поддерживать казахстанский народ в потоке истории.

   Немеркнущий путь Алаша и светлые образы его деятелей навсегда останутся в памяти поколений…

троица.png

На фото: слева направо

Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов.



comments powered by Disqus

© Copyright 2013. Институт истории государства

Яндекс.Метрика